- Ивановские ситцы
- собирательное название ситцев, которые выпускали предприятия большого села Иваново (ныне г. Иваново) с прилегающими к нему селами: Шуя, Кохма, Тейково и г. Александрова бывшей Владимирской губернии. Для лучших образцов характерны изящество рисунка, изысканность и декоративность цветного решения. Главным достоинством текстильного рисунка считалась тончайшая проработка деталей, прорисовка всех элементов узора. Характерными мотивами в оформлении И. С. были разнообразные растительные орнаменты, так называемые "крестьянские", украшавшие темноземельные ситцы. Рисунок располагался на плоскости ткани, образуя четкую, строгую раппортную композицию или покрывая ткань сплошным ковром. Фон чаще делали черным или индиго-синим, но иногда пурпурным, коричневым или изумрудно-зеленым. Цветы по колористическому решению были сдержанными или яркими: выполнялись в натуралистической манере. Большой популярностью в народе пользовались ткани, украшенные "восточным" орнаментом. Они воспроизводили фрагменты китайских, иранских, турецких и бухарских тканей; широко известны турецкие "огурцы", букеты, павлиные перья и ковровые орнаменты. На Всемирной выставке в Париже в 1903 г. И. С. были отмечены первым дипломом.Мастера текстильного рисунка не оставались в стороне от современных тенденций и направлений в искусстве, стремились следовать модным течениям и направлениям. Однако индустриализация и монополизация производства обусловили постепенную утрату самобытности и значительное снижение художественных достоинств и качества И. С. Характер рисунка ситцев изменился. Традиционные мотивы сменились новыми, отразившими идею создания производственного искусства, новой пролетарской культуры. Художественный совет ориентировал работу художественных мастерских на создание агитационных и сюжетно-тематических рисунков. В настоящее время художники пытаются возродить былую славу И. С. Возрождаются традиционные рисунки, используются набоечные валы старых мастеров.(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Энциклопедия моды и одежды. EdwART. 2011.