- Орнаментация
- 1. Характер расположение орнамента, совокупность элементов орнамента в каком-л. стиле, произведении искусства.2. Украшение орнаментом.Орнаментальный узор на ткани можно получить двумя способами: в процессе ткачества определенным переплетением нитей основы и утка и в процессе отделки готовой ткани - вышивкой или набойкой. Тканый узор создают при одинаковом цвете основы и утка или используя различные переплетения в фоне и узоре. При различных цветах пряжи узор создается как при одинаковом, так и при разных переплетениях в фоне и узоре. Узор может иметь характер вышивки (лансировки) со стежками как вдоль основы, так и вдоль утка. Этот способ состоит в том, что каждую цветную нить для отдельного рисунка несет особый челночок.Тканый узор начал преобладать над вышитым в Древнем Египте. Типичным египетским узором первоначально был узор в виде поперечных или лучеобразно расходящихся полос, а также геометрический орнамент из ромбов, клеток, кружочков. Иногда встречались растительные мотивы и очень редко - фигурки животных и людей. С 4 в. до н. э. в Египте гладкие ткани уступали место узорчатым, а позже коптские узоры оказали сильное влияние на украшение тканей во всех близлежащих странах. Все узоры коптских тканей выполнялись в технике коврового ткачества без использования иглы. Узор наносили непосредственно на гладкую ткань или на ткань нашивали фрагменты узорной ткани.В Индии искусство украшения тканей узорами зародилось около 2 в. до н. э. Упоминания о драгоценной одежде из узорных тканей есть в санкритских рукописях того времени. Позже, в период походов Александра Македонского произошло сближение индийского и эллиниского искусства, в результате возникло своеобразное индо-греческое или индо-бактрийское искусство. Основными элементами этого искусства являлись розетки, меандр, свастика, цветочные узоры, ромбы и кресты. Позже в узорах индийских тканей стало ощущаться влияние персидского искусства - фон тканей этого периода почти полностью покрыт узором.На узорных китайских тканях 9-6 вв. до н. э. и более древних вытканы узоры с фантастическими и реальными животными, растительным орнаментом. Для этих тканей характерно отсутствие симметрии в узоре. В китайском руководстве 1210 г. приводится первое описание ткацкого станка с аркатными подвязями. Такой тип станка китайцы использовали до X в., что позволяло им вырабатывать ткани с крупным и сложным узором.В начале нашей эры крупное производство шелковых узорных тканей существовало в Персии. Основными темами узоров персидских тканей были охота, конная езда, прославление власти, здесь впервые появились стилизированные изображения "жертвенного огня" и "древа жизни". Как правило, узоры были симметричны относительно центральной оси, проходящей вдоль ткани.Следует отметить, что в разное время в разных странах над созданием текстильных рисунков работали выдающиеся художники: в Японии - Сататсу, Корин; в Италии - С. Ботичелли, Д. Беллини, А. Мантенья, Рафаэль; во Фландрии - Ян ван Эйк; во Франции - А. Ватто, К. Жилло, Э. Мэйссонье, Ш. Лебрен, Ф. Буше, Ж.-Л. Давид и др. Ф. Гойя нарисовал картоны для 45 гобеленов, изображающие сцены празднеств. Картоны для шпалер рисовали также Леонардо да Винчи и Рубенс. В Италии была разработана техника получения различных типов узорных бархатов: разрезного, полуразрезного, петельчатого. В этой стране вырабатывали знаменитые на весь мир парчовые ткани, такие как аксамиты и др.Развитие русских узорных тканей шло в двух направлениях: кустарного и мануфактурного (промышленного) ткачества. Вплоть до середины XIX в. основную долю в общем объеме выпуска тканей в России составляли ткани, выработанные кустарным способом. В ткачестве использовались традиционные русские узоры. Сказывалось также влияние восточных и западных мотивов.Для русских тканей первой половины XVIII в. характерно использование орнаментов с изображением цветов, плодов, пейзажа, иногда зверей и птиц. Затем узор усложнился, заполнил все поле ткани, а его рисунок стал легким и изящным. С расширением внутреннего рынка в конце XIX в. в рисунках тканей наметилось ослабление традиций орнаментального искусства, возникло подражание Западу. И только в набойках сохранились традиции русских народных мотивов.(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Энциклопедия моды и одежды. EdwART. 2011.